Зачем нужен товарный знак
Товарный знак — гарантированная правовая охрана вашего названия. Получив Свидетельство о регистрации товарного знака, вы будете уверены, что являетесь правообладателем своего бренда, вы получаете инструмент для защиты своих прав.
Угрозы для названия без товарного знака:
- недобросовестные конкуренты могут использовать ваше название или похожие варианты и тем самым путать и уводить ваших клиентов;
- могут появиться сайты-клоны, фейковые аккаунты в социальных сетях с названием вашего бренда, которые могут нанести вам репутационный и финансовый ущерб;
- вы, сами того не подозревая, можете стать нарушителем, начав случайно использовать чужой товарный знак. В результате правообладатель может подать на вас в суд, вам придется выплатить крупную компенсацию и перестать использовать чужой товарный знак.
Название, зарегистрированное как товарный знак — гарантия того, что вы можете спокойно развивать свой бизнес, не опасаясь недобросовестных конкурентов и подделок.
Преимущества регистрации наименования как товарный знак:
- исключительные права на использование товарного знака — в рекламе, на вывесках, баннерах и т.д.;
- запрет на незаконное использование вашего названия третьим лицам, в том числе в сети Интернет;
- возможность подать в суд на недобросовестных конкурентов и получить до 5 млн. рублей компенсации за нарушение ваших интеллектуальных прав (ст.1515 ГК РФ);
- возможность расширения бизнеса или по лицензии;
- исключение риска самим стать нарушителем.
Свидетельство регистрации товарного знака действует в течение десяти лет, после чего оно может быть продлено на этот же срок и так неограниченное число раз.
Какие виды товарных знаков можно регистрировать
Под термин «товарный знак» попадают любые материальные/нематериальные значения или комбинации, в том числе запахи и звуки.
Вид |
Описание |
Пример |
Словесные |
Отдельные слова или словосочетания фирменным шрифтом |
Написание названия Coca-Cola |
Звуковые |
Отдельная комбинация звуков |
Фирменный рык льва Metro-Goldwyn-Mayer, музыкальная заставка радио «Маяк» |
Изобразительные |
Визуальные символы |
Надкушенное яблоко Apple, логотип Chanel |
Смешанные (комбинированные) |
Слова + визуальные элементы |
Уникальное написание и звездочка Mercedes-Benz, силуэт женщины и название бренда Wella |
Иные |
Не попадающие в остальные категории |
Голографические, объемные, обонятельные и др. (в Австралии, например, спа-салон зарегистрировал запах лимонной травы) |
Что не может быть товарным знаком
Есть строгие ограничения. Нельзя использовать:
- государственную символику (флаги, знаки, символы);
- названия межправительственных и международных организаций (соответственно, и их символику);
- общепринятые символы и обозначения, вошедшие в общее употребление;
- сведения, которые могут ввести потребителя в заблуждение.
Рекомендуем Вам прочесть статью , где приведен исчерпывающий список ошибок, которые можно избежать при регистрации товарного знака.
Что дает исключительное право
Зарегистрировать на себя товарный знак могут индивидуальные предприниматели и юрлица. С 2023 года регистрировать знаки также смогут самозанятые.
В соответствии с ГК РФ после регистрации владелец получает исключительное право:
- применять товарный знак любым способом, который не противоречит закону (размещать на упаковках, использовать в любой рекламе — от вывесок до объявлений в Сети, промоакциях и т. д.);
- распоряжаться им по своему усмотрению (продавать, отчуждать, заключать лицензионный договор, использовать как залог для займов);
- запрещать его использование третьими лицами (чтобы пресекать недобросовестные намерения конкурентов. Плюс нельзя будет зарегистрировать другой товарный знак, схожий с вашим до степени смешения.
По сути, вы получаете в руки мощный нематериальный актив, который будет под защитой специального подразделения Роспатента — Федерального института промышленной собственности. Исключительное право начинает действовать с момента регистрации товарного знака (знака обслуживания) в Роспатенте. Но распространяется оно только на товары, указанные в регистрационной заявке. Заявитель выбирает категории из Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). Если вы планируете реализовывать широкую линейку товаров, придется регистрировать товарный знак для каждого класса продукции. И делать это нужно в каждой стране, где будете разворачивать свою деятельность.
Как его узаконить
Процедура оформления исключительного права на товарный знак включает следующие шаги:
- Вы готовите заявку на регистрацию.
- Предоставляете обозначение товарного знака и описываете его в свободной форме.
- Готовите список услуг и товаров (классы МКТУ), для которых этот товарный знак будет использован.
- Оплачиваете пошлину за формальную экспертизу.
- Подаете комплект документов в Роспатент на бумажном носителе или в электронном виде, заверенный квалифицированной цифровой подписью.
Далее работу берет на себя Роспатент:
- Проводит формальную экспертизу. Проверяет, соответствуют ли все документы перечню и требованиям закона. На это отводится до 1 месяца.
- Проводит экспертизу по существу. Товарный знак проверяется на уникальность, чтобы исключить сходство с ранее зарегистрированными обозначениями, и на соответствие законодательству. Этот этап длится до 6 месяцев.
- Регистрирует товарный знак, если проверка прошла успешно, и выдает свидетельство. Вы, в свою очередь, оплачиваете отдельно пошлину за регистрацию и выдачу свидетельства и становитесь правообладателем. Ведомство также печатает соответствующие сведения в официальном бюллетене. Плюс еще 2 месяца.
Сколько действует
Срок действия исключительного права на товарный знак ограничивается 10 годами. Однако можно продлевать его неограниченное количество раз. Правда, придется делать это через Роспатент, подав заявку на продление. Соответственно, и платить снова пошлину.
С виду процедура кажется простой, поэтому многие ошибочно думают, что без проблем с ней справятся самостоятельно. Вот только цена ошибки высока: одно нарушение — и сроки неизбежно затянутся из-за необходимости переоформления документов, придется платить повторно пошлину за каждую правку. А если из-за упущений вы получите отказ, то его обжалование тоже обойдется в круглую сумму.
Безопасность бизнеса слишком важна, чтобы рисковать при оформлении исключительного права на товарный знак. Поэтому стоит довериться профессиональному патентному поверенному, который возьмет на себя взаимодействие с Роспатентом на всех этапах. А вы в это время сможете сосредоточиться на стратегических и текущих деловых задачах вашего бизнеса.
Почему так важна защита
Определение товарного знака содержится в статье 1477 ГК РФ. Это обозначение, необходимое для индивидуализации фирмы и ее товаров. Товарный знак может быть самым разным: слова, изображения, комбинирование двух инструментов, объемные элементы, звук. Звуковой товарный знак обычно используют радиокомпании. В некоторых государствах можно в качестве товарного знака регистрировать даже ароматы. Подходит это парфюмерным фирмам.
Действительная необходимость в регистрации знака есть у межнациональных корпораций. Именно продукцию этих корпораций чаще всего подделывают. Но задуматься о регистрации следует и небольшим стартапам. Небольшая фирма может быстро набрать обороты в своей деятельности, и ее товар будут подделывать. Конкурирующая фирма будет зарабатывать на репутации, не вкладывая в рекламу ничего.
Признаки нарушения права на товарный знак
Сначала надо понять, что является нарушением прав на товарный знак. Дело в том, что здесь не так всё однозначно.
Защита бренда возможна при соблюдении всех этих условий:
- использование недобросовестным конкурентом тождественных обозначений или сходных с ним до степени смешения;
- однородность товаров и услуг;
- использование правообладателем товарного знака в своей деятельности.
Предположим, на рынке давно работает сеть автошкол «Drive». Недобросовестный конкурент в этой же сфере начинает деятельность под маркой «Драйв». Обозначение не тождественное, однако здесь есть все признаки сходства, потому что на слух два этих слова звучат одинаково.
В данном случае действительно происходит нарушение прав на товарный знак сети автошкол «Drive». Но если бы это знак был только зарегистрирован, но не использовался в бизнесе, то правообладатель не смог бы защитить его в суде. Почему?
Существует статья 10 ГК РФ, которая определяет пределы осуществления гражданских прав. И она не позволяет регистрировать торговый знак просто так, без намерения использовать в дальнейшем, и при этом требовать его защиты.
В качестве примера можно привести Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 23.07.2015 по делу N 310-ЭС15-2555, А08-8802/2013. Хладокомбинату было отказано в защите торговой марки «Афродита», потому что в течение 15 лет с даты регистрации обозначение ни разу не использовалось.
Когда же другой производитель мороженого стал размещать аналогичный знак на своих товарах, хладокомбинат решил ему воспрепятствовать. Но суд пришёл к выводу, что у истца отсутствует нарушенное право, более того, такие действия правообладателя являются недобросовестными.
Когда требуется защита товарного знака в России
Услуги по правовой защите любых товарных знаков в России могут потребоваться в следующих ситуациях:
- Третьими лицами осуществляется реализация товаров под Вашим ТЗ;
- Знак уже размещается на разных документах к товарам/услугам;
- Торговая марка используется в рекламных целях (размещается на баннерах/объявлениях);
- Третьи лица используют Ваше фирменное обозначение (размещение на этикетках или упаковках);
- ТЗ открыто демонстрируется в интернете, на выставках или публичных мероприятиях;
- Третьи лица используют товарный знак, который визуально похож на Ваш, в результате чего конечный потребитель может быть введен в заблуждение.
Если правообладатель не давал своего согласия на использование торговой марки, то все вышеописанные случаи попадают под определенные статьи нарушения прав. Все товары, на которых товарный знак используется незаконно – это контрафакт.
Что дает регистрация
Регистрация товарного знака дает следующие возможности:
- Использование знака практически на всех носителях: производимые товары, сайты, имя домена, документы.
- Возможность передачи права на использование товарного знака другому ЮЛ или ФЛ.
- Использование в качестве залога при кредитовании.
- Защита своего знака от посягательств конкурентов.
Если представители фирмы увидят, что знак используется другой компанией, они могут обратиться в суд.
Защита товарного знака в суде
Представление в суде позволяет оспорить приоритет по ранее поданным заявкам либо привлечь к ответственности за противоправное использование чужого объекта интеллектуального права. Если выявляется случай выпуска контрафактной продукции с использованием чужого изобретения либо иной факт нарушения, необходимо подать иск о возмещении убытков или выплате компенсации по каждому факту несанкционированного применения чужого обозначения.
В зависимости от категории спора судебное урегулирование будет проходить через систему арбитражных судов либо Суд по интеллектуальным правам. В их компетенции находятся вопросы из сферы предпринимательства. Для разрешения споров между бизнес-партнерами обращаются в третейский суд, в случае возбуждения уголовного дела – в суд общей юрисдикции.
Судебная защита прав на товарный знак является наиболее эффективным вариантом разрешения спора, ведь в этом случае можно добиться возмещения ущерба. Дела, связанные с нарушением исключительных прав на ТЗ, будет разбирать арбитраж. В зависимости от предмета спора в исковом заявлении можно указать следующие требования:
- Расторжение лицензионного соглашения с возмещением убытков или выплатой вознаграждения;
- Взыскание убытков, расчет которых должен сделать сам истец;
- Взыскание штрафной компенсации в сумме от 50 тыс. руб. до 5 млн руб. либо в размере двукратной стоимости контрафактной продукции или нарушенных прав;
- Конфискация контрафакта, средств и орудий производства.
При возмещении убытков правообладатель должен доказать факт нарушения и обосновать расчет исковых требований. Также допускается предъявить требование о взыскании штрафной компенсации. Точную сумму взыскания определит суд с учетом характера нарушения либо оценочной стоимости контрафакта или нарушенных прав.
Административная защита
Даже если правообладатель подал гражданский иск в суд на возмещение ущерба, он может привлечь нарушителя к уголовной или административной ответственности. Наказание будет назначено по следующим правилам:
- Каждый факт нарушения, не связанный с извлечением прибыли, будет караться по ч. 1 ст. 14.10 КоАП РФ (например, предприятие-нарушитель получит штраф от 50 до 200 тыс. руб. с конфискацией контрафакта);
- Если чужой товарный знак использовался при сбыте или реализации продукции, применяется ч. 2. ст. 14.10 КоАП РФ (наиболее существенный штраф грозит организациям – в пятикратном размере от стоимости контрафакта, но не менее 100 тыс. руб.);
- Если правообладателю причинен крупный или особо крупный ущерб, наступает уголовная ответственность (для этого должен быть доказан ущерб в размере от 100 тыс. руб. или 1 млн руб. соответственно).
Административные и уголовные дела возбуждаются по заявлению правообладателя. Назначение наказания не освобождает нарушителя от обязанности возместить ущерб владельцу товарного знака.
Конфликтные ситуации
Помимо причинения ущерба от незаконного использования товарного знака, могут возникать и иные категории споров. Например, если правообладатель не приступит к использованию обозначения в течение 3 лет после получения свидетельства, режим правовой охраны может быть аннулирован. Для этого любое заинтересованное лицо может предъявить требование о продаже исключительных прав, а при отказе правообладателя обратиться в суд. При отстаивании интересов по таким делам целесообразно воспользоваться услугами патентных поверенных или юристов, чтобы сохранить права на обозначение.